Вечная Память ветеранам Великой Отечественной войны

Ульяновск.1941-45.RU

* Первая страница * Документы * Статьи * Памятная Книга «Солдаты Победы», г. Ульяновск * Том 2

 

Летопись
Военачальники
Герои-ульяновцы
Участники
Советы ветеранов
Фотографии
Информация
Книги
Конференции

 

Ульяновская Книга Памяти
«Памятная Книга “Солдаты Победы”» - вечный памятник Великой Отечественной войне

> Из племени крылатых

Родился Фёдор Жигарин 21 сентября 1920 года в трудолюбивой крестьянской семье в селе Ольховка Сурского района Ульяновской области. Отец — Александр Иванович и мать — Надежда Егоровна в 1930 году вступили в колхоз. В суровую военную пору, будучи в годах, они заменили ушедших на фронт мужчин, вносили посильный вклад в дело победы. В 1942 году Александр Иванович Министерством сельского хозяйства СССР был награжден нагрудным знаком «Отличник сельского хозяйства».

По воспоминаниям близких, Фёдор был трудолюбивым, рано приобщился к крестьянскому труду, к знаниям. Будучи учеником Сурской школы, все свободное от школьных занятий время отдавал авиамоделизму, чтению книг об авиаторах. Он аккуратно следил за всеми книжными новинками из этой области. Навсегда врезались в память юноши подвиги советских летчиков Валерия Чкалова, Михаила Громова, совершивших беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку.

Задолго до окончания средней школы Фёдор Жигарин твердо решил стать летчиком. И эта мечта сбылась. В 1939 году он стал курсантом Балашовской военной авиационной школы. Учился с большим старанием. Особым пристрастием его были учебные полёты. Поражал инструкторов своей выносливостью, смелостью, находчивостью и мастерством пилотирования. После окончания авиашколы Фёдор Жигарин стал летчиком 217-го бомбардировочно-авиационного полка.

В начале Великой Отечественной войны молодые летчики рвались на фронт, хотели испытать себя на деле, в боевой обстановке, в борьбе с ненавистным врагом. Однако в августе 1941 года летный состав полка перебазировали в другую авиационную часть, надо было переучиваться на новую технику.

Полгода напряженной учебы: изучение техники и тактики пилотирования в сложных условиях, овладение вооружением и тактикой ведения воздушного боя.

В феврале 1942 года вместе с товарищами был откомандирован в Москву, в распоряжение отдела кадров ВВС. Здесь с ним побеседовали, ознакомились с выпускной аттестацией и предложили должность командира авиационного звена. Фёдор поблагодарил за доверие и попросил направить на фронт летчиком. Причину объяснил просто: штурмовики для него — дело новое. К тому же нет боевого опыта.

Вскоре он прибыл в один из штурмовых полков Северо-Западного фронта. Обстановка здесь была сложной. После боёв полк сильно поредел. На всех новичков не хватало самолетов. Командование провело конкурс на лучшего летчика с правом допуска к боевым вылетам. Фёдор Жигарин все задачи выполнил и завоевал право сражаться с противником на равных со «стариками». Время показало, что он попал в дружный, сплоченный боевой коллектив — в звено капитана Афанасия Якушева. Каждый летчик считал для себя большой честью служить под его началом.

В одном из боевых вылетов был подбит самолет командира полка полковника Меркулова.

А. Якушев, видя, что командир сел на территорию противника, не долго думая, сам заходит на посадку и сажает самолет. Поджигают подбитый самолет, оба садятся в одиночную кабину штурмовика и благополучно возвращаются домой.

Афанасий Якушев в воздушном бою геройски погиб. Он остался в памяти молодых летчиков как образец верности воинскому долгу. Время было горячее. Гитлеровцы рвались в глубь нашей страны. Авиаторы полка сражались с врагом самоотверженно, проявляя мужество и смекалку.

Фёдор Александрович сознавал, что авторитет летчика, боевое мастерство не приходят сами собой. Их надо заслужить боевыми делами, настойчивым ратным трудом. И таких боевых дел в его послужном списке немало.

Особенно памятен один из первых боёв с противником. В тот день Фёдор Жигарин испытывал Ил-2 на работу двигателя. Находился в зоне. Здесь его атаковали два немецких истребителя. С земли поступила команда заходить на посадку. И вот над своим аэродромом на глубоких виражах на глазах однополчан Фёдор Жигарин принимает бой с численно превосходящим противником. И побеждает.

С каждым боевым вылетом росло лётное мастерство отважного сокола. Вскоре он считался уже одним из лучших летчиков в полку. В апреле удостоился первой награды — ордена Красной Звезды, в мае — двух орденов Красного Знамени и был назначен командиром звена. В августе — новое повышение. Высокое доверие оправдал с честью.

Вместе с лейтенантом Иваном Вовкоганом разработал методику борьбы с немецкими истребителями. Часто случалось, что на выполнение боевого задания штурмовики уходили без прикрытия. Так было во время тяжелых боёв под Ржевом. Молодой комэск повел своих соколов на подавление артиллерийских средств гитлеровцев. В небе появилась дюжина вражеских истребителей. Надежда была только на себя. Эскадрилья смыкается в круг, охраняя хвосты. Когда до противника оставалось 800 метров, наши летчики по команде Фёдора Жигарина открыли мощный огонь из пулеметов. Трех стервятников сбили, одного из них подбил комэск. Подобных примеров можно было назвать немало. Всякий раз он, исходя из обстановки, применял искусный маневр, действовал решительно и расчетливо.

В одном из воздушных боёв самолет командира был изрядно поврежден, а сам он ранен, но сумел последними усилиями посадить самолет на свой аэродром. После лечения — снова в строй. Под Старой Руссой был сбит. Дотянул машину до линии фронта. Четверо суток добирался до своего полка. Здесь его считали погибшим, но к счастью, «похоронку» на родину отправить не успели.

В конце ноября 1942 года штурмовой авиационный полк перебрасывается на Юго-Западный фронт. В составе 17-й воздушной армии он принимает участие в контрнаступлении советских войск под Сталинградом, а летом 1943 года — в Курской битве и других важнейших операциях.

Каждый вылет — это десятки схваток с воздушным и наземным противником. Росло число сбитых вражеских самолетов, уничтоженной техники противника. В эскадрилье потерь не было. Немалая заслуга в этом командира, за что он был в марте 1943 года награжден орденом Отечественной войны I степени. Выручали инициатива, хитрость, командирская воля к победе, взаимовыручка в бою…

В августе 1943 года старший лейтенант Фёдор Жигарин совершил 61-й боевой вылет. На его боевом счету было сбитых в воздушных боях семь вражеских самолетов. Его штурмовыми ударами уничтожено большое количество наземной техники и живой силы врага.

За отвагу и мужество, проявленные в боях, 8 сентября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и Золотую Звезду вручил в Кремле Всесоюзный староста М.И. Калинин.

Ещё одно радостное событие произошло в жизни отважного сокола. Ему посчастливилось приехать на побывку в родную Ольховку, встретиться с родными, близкими, посетить школу, в которой учился и получил путёвку в жизнь. Ему в ту пору было 23 года.

Известно, что молодость — это не только пора поиска места в жизни, но и пора любви. Его избранницей стала Калерия. Вместе с мужем они вырастили дочь Надежду и сына Павла. Долгие годы Калерия Павловна работала в школе, преподавала иностранный язык и рисование. Ныне на пенсии. Свято хранит боевые реликвии мужа-фронтовика, воздушного сокола, поддерживает связи с общественными организациями.

Герой Советского Союза Фёдор Жигарин со своей эскадрильей постоянно принимает участие в боевых действиях. Среди многих забот — обучение и воспитание подчиненных. Учил не только мастерству пилотирования, но и воспитывал высокие морально-психологические, нравственные качества советского летчика, часто напоминал товарищам, что надо беречь друг друга. Даже в напряженные минуты, когда он вёл индивидуальный бой, не забывал о своих друзьях. Так, младший лейтенант Рысенко был атакован двумя «мессерами» и оказался в тяжелом положении. Комэск Ф. Жигарин бросился на выручку, приняв удар на себя, пошёл в лобовую атаку с немецким истребителем.

В эскадрилье выросло немало первоклассных воздушных бойцов, многие из них стали командирами звеньев и эскадрильи, а Пётр Железняков, Иван Зиновьев, Александр Новиков удостоились звания Героя Советского Союза.

Вместе с ними штурман полка Фёдор Жигарин участвовал в Берлинской операции. Здесь, над логовом фашистского зверя, он совершил сто второй боевой вылет. Двадцать четыре самолета под его командованием нанесли штурмовой удар по большой колонне противника. Двенадцать заходов сделали штурмовики по колонне немцев, и её не стало. Остались на дороге развороченные танки, горящие машины и сотни убитых фашистов.

Полководческий орден Александра Невского украсил грудь отважного летчика на завершающем этапе Великой Отечественной войны. На его долю выпала ещё одна удача: 24 июня 1945 года он участвовал в Параде Победы.

В послевоенные годы Фёдор Александрович окончил Военно-воздушную академию. Служил в авиационных частях. Осваивал новую технику, передавал богатый боевой опыт молодым летчикам. В 1954 году уволился в запас. Работал, принимал активное участие в военно-патриотической работе.

Умер Ф. Жигарин 16 ноября 1981 года. Одна из улиц р.п. Сурское носит его имя. Установлен бюст на Алее Героев Сурского района.