Вечная Память ветеранам Великой Отечественной войны

Ульяновск.1941-45.RU

* Первая страница * Документы * Статьи * Газета «Вестник УлГУ» * 25 апреля 2002 г.

 

Летопись
Военачальники
Герои-ульяновцы
Участники
Советы ветеранов
Фотографии
Информация
Книги
Конференции

 

Ульяновская Книга Памяти
«Памятная Книга “Солдаты Победы”» - вечный памятник Великой Отечественной войне

> Лия Ефимовна Радина

«Я мечтала быть вечным студентом»

Лауреатом премии Попечительского совета филиала МГУ 1994 года стала Лия Ефимовна Радина, народная артистка РФ, ветеран Великой Отечественной войны, актриса Ульяновского драмтеатра, необыкновенно красивая женщина и замечательный человек.

Люся с далекой войны

На самом видном месте её небольшой квартиры теперь пурпурная мантия и шапочка. Этот сценический костюм надевала Лия Ефимовна совсем недавно — в сочельник вечером. Вот что она сказала по этому поводу: «Для меня это стало большой неожиданностью и удивительно приятным сообщением, что именно накануне Рождества — светлого праздника, в юбилейном году — пятидесятилетия Великой Победы так высоко оценен мой скромный труд.

В молодости мне хотелось оставаться вечным студентом, потому что думала, что так я останусь вечно молодой. И когда вручали эту награду, мне показалось, что я и есть вечный студент. Конечно, эта награда займет в моём сердце самое почётное место».

«Какая вы оптимистка», — так обычно говорят ей малознакомые люди, друзья же со стажем отмечают, что былого оптимизма поубавилось. Наверное, полвека назад его было больше. Наверное, чтобы выжить в войне, нужен огромный его запас.

И он был у молоденькой Люси Радиной, актрисы оренбургского театра, когда её, кареглазую красавицу с чудным голосом, пригласил во фронтовой театр «Ястребок» (так тогда назывались наши крылатые мстители) молодой композитор Василий Павлович Соловьев-Седой — будущий народный артист Советского Союза, лауреат Государственной и Ленинской премий, Герой соцтруда. И с материнского благословения она стала солдатом, но её оружием были не винтовка и автомат, а песня, слово, шутка. Огневой позицией — землянка, блиндаж. В лесу, где говорили: пойте тише, немцы услышат — начнут обстрел. Ведь они были в первом эшелоне фронта. Воспоминания о юности — лучшие воспоминания, пусть даже юность пришлась на войну. Несмотря ни на что, это святое время, ведь именно тогда Лия Ефимовна поняла, что такое чувство локтя, фронтовое братство и подлинная любовь к Родине. Два эпизода, рассказанных ею о том времени.

Запрещенное «Прощай»

Уезжая из Ленинграда, В.П. Соловьев-Седой увидел на отплывающем теплоходе мальчишку в бескозырке и тельняшке. Тот что-то наигрывал на баяне. Василий Павлович подумал, что, может, и не суждено тому мальчишке вернуться домой. И вот за одну ночь он с поэтом Чуркиным написал песню «Вечер на рейде». Союз композиторов её забраковал за лиричность, минорность, цыганский налет — упаднические песни солдатам не нужны. Но как-то накануне нового года Василий Павлович на свой страх и риск исполнил запрещённую песню солдатам. Их попросил подпевать. Он начал: «Споемте, друзья, ведь завтра в поход уйдем в предрассветный туман…»

И когда запел «…Прощай, любимый город», запели не только мы, запели солдаты. Сначала без слов, потом повторяя припев. Потом ещё, ещё раз… и шквал аплодисментов, и слёзы радости. Песня дошла до сердца солдата. А потом происходили любопытные вещи: мы приезжаем в следующую дивизию, а там уже заявляют — «Прощай, любимый город». Приезжаем дальше — «Прощай…» Что такое? Нот нет, песня запрещена, а её знают.

Оказывается, девчонки-связистки по полевым телефонам передавали текст и мелодию песни. Вот так солдаты отстояли её.

За «Синий платочек»

Калининский фронт. Концерт перед наступлением. 4 часа утра. Покосившаяся изба. Две керосинки. Два огарка свечи. Солдаты в белых маскировочных халатах с автоматами на груди. Сразу после концерта идут в наступление. Мы в вечерних туалетах даём концерт. И вот, когда я закончила петь «Синий платочек», ко мне из первого ряда подошел парень, взял за плечи и сказал: «Иду в бой за синий платочек». И ничего дороже за 50 лет моей творческой жизни не было, потому что я поняла, как нужна была солдату моя песня. Они ушли, нас спрятали в блиндаж. Земля ходила ходуном, и мы ждали смерти. Вдруг влетает девчонка: «Товарищи артисты, вы что приуныли, наши-то две деревни у немцев взяли!» Вот она — сила искусства. Вот как нужна была песня продрогшему, невыспавшемуся солдату, каждую минуту смотрящему в глаза смерти… А того парня убили, и когда мы пошли прощаться с ним, только тогда я его рассмотрела — светлые вьющиеся волосы, совершенно юное лицо, упрямый подбородок и навеки закрытые глаза…

Он ушёл, не долюбив и не допев. Как и сейчас наши мальчики в Чечне. Это страшно. Это другое дело. Я считаю, это преступление со стороны нашего правительства, что наши мальчишки гибнут там.

Пересказав содержание эпизодов, мне, увы, не удастся показать актерский талант Лии Ефимовны и вечно юный блеск глаз Люси Радиной, но, слушая эти рассказы, я переживала всё это сама. Да и можно ли пересказать то, что надо видеть на спектаклях, на творческих встречах в школах, университетах, заводах.

Однажды после такой встречи к ней подошел мальчик и спросил, не видела ли она его дедушку. С такой душевной теплотой актриса говорила о солдатах, что мальчишка подумал, что рассказывают именно о его дедушке.

С молодежью Л.Е. Радина устанавливает (…?)
что и не расставалась с нею никогда, вынеся из стен Самарского театрального института студенческий дух, за годы работы не растеряв его. С 1959 года, когда начала работать в Ульяновском драматическом театре, была и есть в центре всех событий. Роли Василисы («Монархи»), Волчихи («Без вины виноватые»), Полины («Крошка»), Арины («Дети Ванюшина»), Розали («Филумена Мартурано») одинаково любимы зрителями.

В минувшем году было два вечера с участием Л.Е. Радиной в университете. О планах на будущее рассказывать не хочет, так как очень суеверна, но надеется на сотрудничество с филиалом МГУ.

«Вестнику» ведущая актриса драмтеатра пожелала почаще откликаться на спектакли театра. Дальнейшего процветания. «Молодёжь — это самое прекрасное. Я люблю молодёжь и очень верую в неё».

Л. Лебедева