Вечная Память ветеранам Великой Отечественной войны

Ульяновск.1941-45.RU

* Первая страница * Документы * Статьи * Газета «Ульяновская правда» * 21 декабря 1984 года

 

Летопись
Военачальники
Герои-ульяновцы
Участники
Советы ветеранов
Фотографии
Информация
Книги
Конференции

 

Ульяновская Книга Памяти
«Памятная Книга “Солдаты Победы”» - вечный памятник Великой Отечественной войне

> Медаль за бой, медаль за труд…

Заслуженный художник Российской Федерации Иван Васильевич Лежнин, известный любителям живописи своим неравнодушием, доброжелательным вниманием к людям села, умением ненавязчиво проникнуть в их внутренний мир, в их труд и быт, с неменьшим интересом относится к судьбе бывших фронтовиков, ветеранов Великой Отечественной. Эти две темы идут у него параллельно.

Сам фронтовик, участник обороны Ленинграда, прорыва его блокады, прошедший военными дорогами простым солдатам, он хорошо знает нелегкий, ратный солдатский труд. И потому вот уже многие годы рисует в основном тех, чьи выносливость, терпение, великое чувство долга привели нас и Победе. И пишет о них.

Пастух из с. Сара Сурского района, дядя Петя Жирнов, хлебопашцы-загоскинцы. И вот сейчас — Н.О. Мантуров нэ Кузоватова. А в мастерской художник заканчивает портрет еще одного ветерана, бывшего комиссара подводной лодки Е.А. Захарова.

Не переоценить этот труд души художника.

Из семьи бригадира полеводческой бригады Осипа Васильевича Мантурова на фронте были двое сыновей — Николай и Владимир. С победой родители дождались одного — Николая. Он был хорошим трактористом, когда уходил еще за два года до начала войны на срочную. И думал тогда: нет лучшей специальности и не надо иной. Однако армейская, а там более фронтовая судьба далеко не всегда бывает продолжением избранного пути. Так она вначале и сложилась у ветерана Великой Отечественной войны Николая Осиповича Мантурова, о котором на Кузоватовском лесокомбинате вспоминают как об универсальном знатоке техники и лучшем водителе.

Мантуров Николай ОсиповичВетеран войны и труда вот уже год на заслуженном отдыхе. Такие, как он, не могут без дела, скучают по работе и признаются в этом не на показ, Но годы испытаний в огне войны и время трудовых усилий берут свое и выводят из строя прежде всего тех, кто работал «на износ». Знаками лучшей аттестации поблескивают на груди Николая Осиповича орден Отечественной войны 1 степени, орден Октябрьской Революции и многие медали за боевые и трудовые подвиги. И Родине послужил солдат на совесть, и в мирном труде был примером для других. Такими есть что вспомнить, о чём рассказать. И как не послушать интересного собеседника.

— Срочную я проходил в войсках НКВД. Был вторым номером, станину «максима» за плечами носил, а в «бою» заряжающим. На учебных стрельбах — одним из метких был. А «первое крещение» принял в войне не за пулеметом, а с автоматической винтовкой — СВТ. Получилось так: срок службы кончался, настроились домой, к семьям… А тут война. В Саратове погрузились в эшелон и прямо под Смоленск. Высадились в чистом поле, окопались, заняли оборону. Вскоре немецкая «рама» — самолет-разведчик обнаружил нас, а через час-другой пожаловал их десант на танкетках. Началось… Пришлось отходить с боями. В Харькове зачислили меня в мотодесантную часть. Учеба в Чугуеве, Орджоникидзе. Прыжки с парашютом, стрельбы, приемы рукопашного бон, кроссы, марш-броски… А службу пришлось продолжать в разведроте.

Был 1942-й год. Первый же выход на задание оказался для Николая неблагоприятным. Будучи в дозоре, он был ранен — взорвалась мина. Госпиталь в Старом Осколе. Через два-три месяца он снова в строю. Можно представить его радость, когда, наконец-то, как отличный тракторист, он допускается к вождению тягача С-65.

— Как только я сел за руль этой машины, так и не выпускал его из рук до конца войны, — растроганно вспоминает Николай Осипович. — 2-й Украинский фронт. 40-я армия. С поля боя мы вывозили нашу израненную технику, еще горячую, часто под огнем противника, во фронтовые мастерские на ремонт. Это вроде госпиталей для пушек, танков, самоходок, подбитых в бою. Нас шутя называли санитарами. А нам тоже было жарко. Помню Воронеж. В городе бой, а мы на тягачах вывозим на станцию оборудование авиазавода под прикрытием наших «катюш». Они отстреляются и меняют позицию. А наша задача — завод отправить в тыл. Успеть спасти.

За успешное выполнение этого задания Николай Осипович был награжден медалью «За боевые заслуги». Наши войска несли освобождение Украине, устремляясь на Киев; при форсировании Днепра он в составе своей эвакороты поднимал затонувшую технику — танкеры с машинами, боеприпасами. Площади и улицы освобожденного Киева очищались от завалов и разрушений. Войска шли на запад. Тем же победным курсом следовал тягач водителя Николая Мантурова. Бессарабия, Румыния, Венгрия, Чехословакия и дальше, туда, откуда пришли, гнали наши солдаты непрошеных гостей.

— Фашисты устроили взрыв двух железнодорожных туннелей, чтобы задержать продвижение наших частей, — вспоминает Николай Осипович. — Нам дали срочное задание — перевезти паровоз на 15 километров через этот участок тягачами на санях. Я был коренным. Тросы от напряжения того и гляди лопнут. Полозья горели от трения. Бой в двух-трех километрах, а мы тянем. Задача была успешно выполнена. Паровоз вовремя поставлен на рельсы, и части двинулись в направлении Берлина…

Именно за выполнение этого боевого задания он был отмечен орденом Отечественной войны I степени.

Войну Николай Осипович закончил под Будапештом и осенью 1945 победителем вернулся домой. И снова сел за рули сельхозмашин. А с 1953 года он работает на Кузоватовском лесокомбинате. Его труд отмечен многими благодарностями и поощрениями, юбилейной медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». А в 1874 году ветеран труда награждается орденом Октябрьской Революции. Трудовые будни фронтовика удостоены столь высокого признания неспроста. «По-военному исполнителен и безотказен, в любой технике профессор, труженик и хороший товарищ, надежный человек», — говорит о Николае Осиповиче Мансурове директор комбината Анатолий Дмитриевич Косягин.

Можно бы многое рассказать об этом бывалом человеке, его боевых и трудовых подвигах. Но ограничусь одним эпизодом.

Сильная пурга перемела дорогу, затрудняла видимость. В этих условиях машины должны были доставить лес с делянки. Этот рейс памятен многим на лесокомбинате. Впереди колонны, то расчищая дорогу, то буксируя груженые машины, двигался бульдозер Мантурова.

— За два метра ничего не видно. И ночь надвигается. Водители на пределе сил. Хотя медленно, а колонна ближе к цели. Нам навстречу выслали подмогу, — вспоминает Николай Осипович.

Этот переход по драматизму под стать фронтовому, где выносливость людей и опыт боевого прошлого одолели трудности пути.

— Груз был доставлен без подмоги, с опозданием, но без потерь. А главное — люди целы! — с радостью, как будто это было вчера, заканчивает ветеран свой рассказ.

А я вновь и вновь думаю о крепкой надежности этого человека, очень точно представляющего поколение фронтовиков-тружеников…

И. Лежнин, заслуженный художник РСФСР.
р. п. Кузоватово