Вечная Память ветеранам Великой Отечественной войны

Ульяновск.1941-45.RU

* Первая страница * Документы * Статьи * Газета «Ульяновская правда» * 24 июня 1999 года

 

Летопись
Военачальники
Герои-ульяновцы
Участники
Советы ветеранов
Фотографии
Информация
Книги
Конференции

 

Ульяновская Книга Памяти
«Памятная Книга “Солдаты Победы”» - вечный памятник Великой Отечественной войне

> Быть патриотом - значит любить Родину

Патриотическое воспитание населения страны, и особенно военно-патриотическое воспитание молодежи, всегда было в центре внимания отечественной государственной политики. И это не случайно, так как само понимание патриотизма представляет собой одно из высших, наиболее значимых чувств, являющихся эффективной побудительной силой, реализующейся в процессе активной социальной деятельности в интересах общества, на благо Отечества.

Патриотизм как явление социальной действительности не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных его сфер условия, основы для единения граждан, социальных групп и т.д., составляющих структуру этого общества.

Наиболее полным проявлением патриотизма выступает служение Отечеству, связанное с обеспечением его защиты. Отсюда определяется цель военно-патриотического воспитания по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Для достижения этой цели требуется выполнение целого ряда задач, одной из которых является развитие и воспитание у молодежи заинтересованного отношения к военной службе. В последующем, при прохождении действительной службы, эта заинтересованность будет способствовать формированию нравственно-правовых норм поведения военнослужащих, закрепленных в присяге, уставах и объединенных общим понятием «воинский долг».

Сегодняшнее состояние военно-патриотического воспитания находится в плачевном состоянии. Об этом говорит число уклоняющихся от призыва на военную службу. Все это стало возможным вследствие бездумного уничтожения и отбрасывания всего того положительного, что было накоплено в этой области в минувшие десятилетия, в том числе и в Советской Армии. Немалую лепту в разрушение сформированных взглядов на армейскую жизнь и уважительного отношения к человеку в военной форме сыграли средства массовой информации. Чего стоят передачи только одного «Армейского магазина»! Негативные результаты получены.

Корреспондент газеты «Достоинство» Инна Кашежева, готовя очередной номер, вышла на улицы современной Москвы и опросила 54 подростка четырнадцати-пятнадцати лет: что случилось в стране 22 июня 1941 года? Восемь сразу ответили — началась Великая Отечественная война. Еще четырнадцать вспомнили после наводящих вопросов. Остальные не смогли ответить — не знали…

Стоит ли удивляться? Ведь у газет и телевидения свой социальный заказ, своя политическая установка. Они даже Отечественную войну все чаще теперь называют второй мировой. Пытаются приобщить к этому разрушительному процессу и школы через внедрение соответствующих программ и учебников.

Придется признать, что чувство патриотизма возникает тогда, когда государство проводит политику на процветание отечественной экономики и справедливое распределение результатов ее деятельности. До начала Великой Отечественной войны каждый школьник знал, что построена и дает ток Днепровская ГЭС, выпускают тракторы Харьковский, Сталинградский, Челябинский заводы, дает металл Магнитогорский металлургический комбинат. Юноши и девушки ясно представляли и зримо чувствовали величие своей Родины — Союза Советских Социалистических Республик, занимавшей 1/6 часть суши и раскинувшейся от Балтики до берегов Тихого океана. В конце 30-х годов вся советская молодежь и взрослые с гордостью распевали гимн о нашей Родине-матери.

Самым серьезным испытанием правильности выстроенной системы патриотического вообще и военно-патриотического воспитания в частности явилась война 1941-1945 годов.

Июнь 1941 года неожиданно грянул страшной войной. Смертельная угроза нависла над нашей страной. По ее призыву сыны и дочери встали на защиту Родины от нашествия фашистских захватчиков.

Сотни тысяч патриотически настроенных молодых людей устремились на призывные пункты для того, чтобы записаться добровольцами в действующую армию. Известный драматург Розов писал, что ему было стыдно в тяжкие для Родины годины не принять участие в ее судьбе.

Трое сыновей Николая Сергеевича Бартенева (внука известного русского историка, пушкиниста, издателя журнала «Русский архив») — Пётр, Владимир, Сергей — геройски погибли в годы Великой Отечественной войны. Отправляясь на фронт, семнадцатилетний Сергей сказал пытавшейся удержать его матери: «Что ты, мама, мы же Бартеневы, мы рождены, чтобы защищать Россию».

В одном из последних писем своей семье политрук Василий Георгиевич Клочков, тот самый, который 16 ноября 1941 года вместе с горсткой бойцов держал оборону у железнодорожного разъезда Дубосеково, писал: «За будущее детей… я готов отдать свою кровь до последней капли…»

Ещё один пример действенности существовавшей системы воспитания патриотизма.

В начале войны, когда фашисты почти уверовали, что возьмут Москву, группа девочек из состава детско-юношеского хора Центрального дома художественного воспитания детей настойчиво просила отправить их на фронт с концертной программой. И такая группа, около двадцати человек, среди которых самой младшей, Маргарите Назаровой, было 13 лет, была создана и отправлена на Калининский фронт. Они привезли на передовую внимание, уход за ранеными и, конечно, песни, которые выучили на нескольких языках: русском, украинском, белорусском, грузинском, эстонском, татарском, литовском. Заканчивая концерт, девочки помогали перевязывать и переносить раненых. По воспоминаниям М. Назаровой, «все страшно уставали, но были счастливы и горды». Как не вспомнить 200 сестер милосердия в осажденном Севастополе в 1854 г.

А ведь большинство из тех парней и девушек в довоенной жизни были самыми обыкновенными людьми с самой обыкновенной биографией: школа, комсомол, техникум или институт, работа.

Однако вся существовавшая система патриотического воспитания сделала их несгибаемыми патри­отами своего Отечества. И когда потребовалось, они, молодые, вчера ещё целовавшиеся, танцевавшие, планировавшие мирное воскресенье студенты, рабочие, инженеры, встали под общее ружьё защитников Отечества, надели одинаковое обмундирование и кирзовые сапоги, в которых прошагали до Берлина.

Советские люди, ведомые высоким чувством патриотизма, победили в той страшной войне и сразу после победных залпов приступили к ликвидации её последствий. За два десятилетия из руин и пепла выросли обновлённые города и села, были восстановлены шахты, фабрики и заводы, построены новые гиганты индустрии и научные центры. Запущен первый в мире искусственный спутник Земли, первым покорителем космоса стал советский человек — Ю.А. Гагарин. Благодаря упорному труду всех советских людей наша Родина превратилась в великую державу с высокоразвитой экономикой.

Обо всём этом сегодня нужно говорить молодому поколению не только в память о тех, кто не вернулся с войны 1941-1945 годов и других войн. Но и потому, что на наших глазах девальвируются святые понятия долга, чести, обязанностей, что составляет суть патриотизма. А ведь именно это основа той силы духа, которую в трудный час проявляли во все времена сотни тысяч защитников нашего Отечества.

Для проведения столь важной и исключительно нужной работы по военно-патриотическому воспитанию в условиях, когда у молодежи некоторые СМИ формируют отрицательное отношение к вопросу необходимости прохождения службы в армии, в структуре Областного комитета ветеранов войн и Вооруженных Сил по инициативе и под непосредственным руководством его председателя генерал-майора в отставке В.Л. Табакина, при активной поддержке губернатора области Ю.Ф. Горячева создана информационно-пропагандистская группа.

Члены группы систематически, один-два раза в месяц, выезжают в районы области для проведения бесед с учащимися школ, лицеев, колледжей, профессиональных училищ с рассказами о воинской славе России, блестящих победах Российской, Красной, Советской Армии, выдающихся полководцах нашего государства, подвигах офицеров, солдат и матросов. Значительное место в выступлениях членов группы уделяется вопросам реформирования Российских Вооруженных Сил.

В составе группы опытные пропагандисты, все с высшим образованием, большинство в прошлом преподаватели гражданских или военных вузов. Это ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий в Афганистане. В группу входят Герой Советского Союза Д.Я. Старостин, генерал-майоры в отставке В.Л. Табакин и М.Т. Чугуряев, кандидат исторических наук В.А. Перфилов, В.Н. Сверкалов, доцент педагогического университета Д.И. Смалюга, полковник в отставке Ю.И. Ильин, подполковник в отставке С.М. Пономаренко, подполковник запаса М.Х. Габитов. Все награждены орденами и медалями.

Значительный вклад в деятельность группы внесли В.П. Пахомов, Л.Т. Волков, Л.В. Иванов.

За последнее время активно включились в работу группы полковники в отставке В.П. Канонченко и А.Г. Гуревич, кандидат исторических наук.

При общей патриотической направленности каждого выступления содержание беседы или рассказа отличается большим разнообразием. Вот краткий перечень тем: «Ульяновцы в Великой Отечественной войне», «Подвиги героев Ульяновской области», «Последние дни и часы подпольной организации «Молодая гвардия», «Хатынь — трагедия и подвиг», «Подвиг 13-летней белорусской пионерки Надежды Богдановой», «Подвиги военных разведчиков в Великой Отечественной войне», «Разоблачение фальсификаторов истории второй мировой войны» и другие.

В своих выступлениях члены информационно-пропагандистской группы особое внимание обращают, в частности, на следующие вопросы: преемственность в воспитании патриотизма во взаимосвязи времени, исторических событий и поколений, примера старшего поколения в семье в формировании высоких нравственных качеств у молодого поколения; пропагандирование героических достижений, боевых традиций прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане, «горячих точках» России.

Иллюстрируя вышесказанное, позволю себе привести следующие известные многим примеры в их смысловой и исторической взаимосвязи.

Герой Отечественной войны 1812 года генерал Н.Н. Раевский в критическую минуту боя у деревни Салтановка для воодушевления солдат повел с собой в самый жаркий огонь двух своих сыновей, одному из которых было шестнадцать, а другому одиннадцать лет. Опередив колонны, он воскликнул, обращаясь к солдатам: «Вперед, друзья! Детей моих приношу в жертву за Отчизну!»

Русский генерал А.А. Брусилов, командующий Юго-Западным фронтом в 1-ю мировую войну и успешно осуществивший его наступление в 1916 году, в 1920 году вступил в Красную Армию. Своего сына Алексея воспитал в духе преданности России и ее народу. Бывший корнет Брусилов служил, как и отец, в Красной Армии и на фронте защищал Советскую республику. В 1919 году во время боев против деникинских войск под Орлом он был захвачен в плен белыми и расстрелян.

Отважный летчик-истребитель Тимур Фрунзе, сын легендарного полководца гражданской войны, воспитывавшийся после смерти родителей в семье К.Е. Ворошилова, окончил Качинскую авиационную школу. С первых дней Великой Отечественной войны — на фронте. В последнем воздушном бою, прикрывая поврежденный самолет командира, сбил два «мессершмитта», но погиб и сам. Ему было неполных 19 лет. В приказе 57-й смешанной авиационной дивизии № 010 говорилось: «19 января 1942 года в воздушном бою с фашистскими бандитами пал смертью героя сын великого полководца Красной Армии Михаила Васильевича Фрунзе, летчик 161 ИАП, комсомолец лейтенант Фрунзе Тимур Михайлович.

Отважный истребитель, верный сын советского народа, он всю молодую энергию и страсть отдавал в боях с кровожадным немецким фашизмом и с честью выполнил свой воинский долг».

Несколько примеров из жизни Ульяновского гвардейского танкового училища.

Генерал-майор А. Смирнов, активно участвовавший в Великой Отечественной войне, имел сына, выпускника Ульяновского гвардейского танкового училища им. В.И. Ленина 1943 г., лейтенанта Ю.А. Смирнова, воевавшего до победного конца.

Сын генерал-полковника П.Л. Романенко, командовавший 5-й, 2-й танковыми и 48-й армиями, выпускник 1943 г.

Сын генерал-лейтенанта Маркова, бывшего начальника штаба БТМВ Красной Армии, поступил в училище в 1941 г., будучи солдатом, имевшим знак «Гвардия».

Герой Советского Союза генерал армии В.Ф. Маргелов, командовавший воздушно-десантными войсками Советской Армии в период 1954-1959 и 1961-1979 гг., при испытании новых способов десантирования боевой техники с находящимися в них экипажами (прежде десантирование производилось раздельно) в состав одного из них включил и своего сына, офицера ВДВ, по просьбе последнего.

Впоследствии за успешное выполнение боевых заданий полковник А.В. Маргелов получил звание Героя России.

Нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Г.И. Шпак не препятствовал своему сыну, старшему лейтенанту О.Г. Шпаку, выполнять свой воинский долг в Чечне. Сын погиб при выполнении боевого задания.

Члены информационно-пропагандистской группы стараются прослеживать историко-временную связь не только через судьбы отдельных личностей, но также и через призму совершения коллективных подвигов российскими воинами. Не перечисляя достаточно известные факты, позволю себе привести несколько примеров.

143-дневная псковская оборона 1581-1582 гг. во время Ливонской войны, в ходе которой 16-тысячный гарнизон русских войск отразил более 30 приступов 50-тысячной польской армии короля Стефана Батория.

В русско-турецкую войну в 1880 году армия П.А. Румянцева, насчитывавшая 38 тыс. человек, разгромила главные силы турецкой армии (до 150 тыс. чел.). Потери турок составили 20 тыс. чел.: русских — 1,5 тыс. человек.

В мае 1829 г. бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского вёл бой с двумя линейными кораблями турецкого флота, имевшими на вооружении 184 орудия. «Меркурий», получивший 22 попадания в корпус и около 300 в такелаж, вышел победителем — корабль был навечно зачислен в списки флота.

Героическая оборона Севастополя (349 дней) в ходе Крымской войны 1853-1856 гг., Севастопольская оборона в годы Великой Отечественной войны (30.10.41 г. — 04.07.42 г.), которая продолжалась 250 дней и стала примером массового героизма советских воинов. Свыше 15 тыс. севастопольцев добровольно вступили в народное ополчение. В борьбе за Севастополь противник потерял до 300 тыс. убитыми и ранеными.

Уместно здесь вспомнить подвиг 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково и дом Павлова в Сталинграде.

Особую активность деятельности группы пропагандистов придало распоряжение главы администрации области Ю.Ф. Горячева по вопросам усиления патриотического воспитания молодежи и подготовки её к прохождению службы в Вооруженных Силах.

Только за период с сентября 1998 года по май 1999 года группа осуществила 21 выезд в районы области. Выступила в 87 учебных заведениях. Общее количество слушателей составило 11,5 тыс. человек.

Каждый выезд группы, на основании требований генерал-майора В.Л. Табакина, сопровождается знакомством с деятельностью педагогического коллектива учебного заведения по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Члены группы интересуются наличием музея или комнаты Боевой славы и степенью его работы, наличием стендов с фотографиями на них ветеранов войны и труда, выдающихся людей села или поселка.

Есть немало хорошо действующих музеев боевой и трудовой славы.

6 мая 1999 года при выезде в с. Салмановка Ульяновского района члены группы приняли участие в церемонии принятия учащихся средней школы в пионеры.

Членам группы приходится выступать не только перед учащейся молодежью. Нередко слушателями становятся работники предприятий района, райпо, сотрудники администрации района. В этом случае выступающие рассказывают и о положении в стране, области, о той большой работе, которую проводит администрация области для поднятия экономики, по газификации, строительству дорог, снятию социальной напряженности.

Каждому ясно, что чувство патриотизма возникает не на пустом месте. Оно во многом базируется на материальной основе. И поэтому рассказ о трудовых свершениях в районе, области, о делах руководителей хозяйств и рядовых тружеников способствует выработке чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, гордости за свой край.

А. Андронов,
полковник в отставке, член информационно-пропагандистской группы областного Совета ветеранов войны и труда.

№ 103 (21.928) 24 июня 1999 г. «Ульяновская правда»