Вечная Память ветеранам Великой Отечественной войны

Ульяновск.1941-45.RU

* Первая страница * Документы * Статьи * Газета «Ульяновская правда» * 29 января 2002 г.

 

Летопись
Военачальники
Герои-ульяновцы
Участники
Советы ветеранов
Фотографии
Информация
Книги
Конференции

 

Ульяновская Книга Памяти
«Памятная Книга “Солдаты Победы”» - вечный памятник Великой Отечественной войне

> Живут в памяти народной вехи огненных лет 1941–1945

В музее Ульяновского отделения железной дороги хранится более 500 различных экспонатов, макетов, фотоснимков. И в каждом из них — страничка истории нашей Родины. Есть в музее объемная диорама г. Симбирска. Она связана с жизнью В.И. Ленина. В свое время Владимир Ильич точно и емко охарактеризовал роль и значение железных дорог в жизни страны, назвав их жилами работающего организма.

Многочисленные стенды и экспонаты повествуют не только о славных трудовых и ратных буднях многочисленного коллектива в мирное и военное время, но и о героических подвигах его воспитанников в суровые годы Великой Отечественной войны. Характерно, что эти материалы постоянно пополняются. Среди новинок — красочно оформленный фотоальбом и памятная книжка ветеранов сформированной на ульяновской земле прославленной 344-й стрелковой Рославльской краснознаменной дивизии, фотографии и воспоминания о подвигах Героя Советского Союза Махмута Аипова.

Большую работу проводит заведующая музеем почетный железнодорожник А.С. Хорькова, она постоянно в курсе дел, событий, происходящих в отделении дороги, поддерживает связи с руководством, ветеранами, редколлегией областной Книги памяти, стремится все важное и интересное сохранить для молодого поколения. Активную помощь ей оказывают члены совета музея И. Захаров, В. Володин, И. Грищук и др. Каждый из них внёс свою лепту в активизацию музейной работы.

Александра Степановна любовно ознакомила нас со многими реликвиями. Перед нами портреты Героев Советского Союза Михаила Степановича Аношина и Андрея Филипповича Зинина, описание их подвигов. Родился Михаил Аношин 20 ноября 1915 года в г. Симбирске (Ульяновске) в семье железнодорожника. Учился в железнодорожной школе, а затем в школе ФЗУ в поселке Тути. Три года работал на Ульяновском хлебозаводе. Пришла пора, и его со сверстниками призвали в армию на Дальний Восток. Служил в 11-й танковой бригаде.

Поражение японских войск у озера Хасан в августе 1938 года не остановило милитаристов из Токио. Поэтому без всякой паузы они начали готовиться к более масштабной агрессии — на этот раз не только против СССР, но и против Монгольской Народной Республики.

Создав значительный перевес сил, японское командование было уверено в скорой и решительной победе над советско-монгольскими войсками. Даже пригласили в район боев корреспондентов и военных атташе иностранных государств, в том числе Германии и Италии.

В ночь на 3 июля 1939 года японские войска перешли в наступление. Их ударная группировка форсировала реку Халхин-Гол и захватила на западном берегу высоту Баин-Цаган, создав угрозу окружения советско-монгольских войск, продолжавших сражаться на восточном берегу.

Чтобы не дать японцам возможности укрепить захваченные позиции и организовать противотанковую оборону, нужно было немедленно атаковать их в районе Баин-Цагана с нескольких направлений, затем окружить и уничтожить.

По приказу командира корпуса Г.К. Жукова 11-я танковая бригада (комбриг — М.П. Яковлев) во взаимодействии с 24-м мотострелковым полком (командир — полковник И.И. Федюнинский) нанесла по противнику фланговый удар с северного направления.

Танк Михаила Аношина ворвался на неприятельские позиции, громя броней и гусеницами его укрепления, уничтожая огневые точки и живую силу врага. Механик-водитель М. Аношин, умело маневрируя танком, раздавил 5 орудий и 6 пулеметных расчетов. Машина прошла всю глубину вражеской обороны, но застряла в болоте. В ходе боя погиб командир танка. В трудную минуту М. Аношин не растерялся. Принял командование экипажем и вместе с товарищами более полутора суток отражал атаки врага. Когда боеприпасы кончились, он присоединил экипаж другого подбитого танка и 5 июля вывел всю группу из окружения.

9 июля Аношин снова в бою. Разя врага, танк Аношина стремительно продвигался вперед, но был подбит… старшине Михаилу Аношину 29 августа 1939 года посмертно присвоено звание Героя Совет-ского Союза. В этой же 11-й танковой бригаде геройски сражался командир танковой роты выпускник Ульяновского танкового училища Агибалов Михаил Павлович. Шестнадцать раз танкисты роты атакуют господствующую высоту в обороне противника. И все же высота взята! Враги подбираются к командирскому танку. Экипаж расходует последние четыре снаряда, три пулеметных диска и восемь гранат. Падают убитые и раненые японцы. Агибалов сам направляет машину и давит пулеметные гнезда гусеницами. Бой продолжается. Танк Агибалова подбит и горит. Экипаж выбирается из танка через люк, маскируясь и прячась в траве, продвигается к своим.

В составе 6-й танковой бригады Южной группы войск, наносившей главный удар по японским захватчикам в районе реки Хайластин-Гол (приток р. Халхин-Гол), беспощадно громил японских захватчиков уроженец села Старое Ерёмкино Чердаклинского района младший механик-водитель огнеметного танка Поднавозный Степан Трофимович. Умело маневрируя на боле боя, он только в течение 31 августа уничтожил около 50 одиночных окопов и две огневые точки противника.

Заметив, что японцы подбили соседнюю машину, Степан Поднавозный поступил так, как велит воинский долг: сам погибай, а товарища выручай. Подогнал свой танк к подбитой машине и быстро соединил оба танка буксирной цепью. Но в это время враг открыл по нему сильный огонь. Тяжело раненный, он из последних сил ухватился за люк, танкисты втащили его внутрь машины. Однако через 20 минут Поднавозный скончался. 17 ноября 1939 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Среди награжденных за образцовое выполнение воинского долга на реке Халхин-Гол против японских захватчиков были и другие воины-ульяновцы. Но не все вернулись из боя. Имена павших не забыты. Они заняли достойное место в Книге памяти.

Много мы узнали о жизни боевых подвигах Андрея Филипповича Зинина. После окончания железнодорожного ФЗУ был курсантом учебно-танкового батальона. Участник похода советских войск в Западную Украину (1939 г.). В ходе советско-финской войны (1939—1940 гг.) стал командиром взвода 377-го танкового батальона 97-й стрелковой дивизии. Андрей Зинин отличился 26 февраля 1940 года в районе населенного пункта Куса (ныне поселок Климово Выборгского района Ленинградской области). Участвуя в атаке взвода танков, Зинин пятью выстрелами поджёг дзот и уничтожил трёх финских снайперов. Когда на одном из танков слетела гусеница, он, несмотря на сильный огонь противника, восстановил машину, оказал помощь экипажу подбитого танка, спас его командира.

В 1941 году Герой Советского Союза Андрей Зинин окончил Ульяновское танковое училище. Участвовал в Великой Отечественной войне. К ордену Ленина прибавились два ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени, два — Красной Звезды и медали.

Привлекают внимание посетителей фотографии и документы, посвященные воспитанникам коллектива отделения железной дороги, отважным соколам — дважды Герою Советского Союза генерал-майору Ивану Семеновичу Полбину и Герою Советского Союза майору Василию Павловичу Сергееву. Перед нами снимок далекого довоенного 1935 года. Среди учеников паровозного депо мы видим юного Василия Сергеева. По примеру отца он решает стать железнодорожником. Но, видимо, время выбрало свое. В те тридцатые годы молодежь страны жила под впечатлением призыва: «Комсомолец — на самолет!».

Как и многие его сверстники, Василий Сергеев решил связать свою жизнь с небом, в 1939 году стал учиться летать в Ульяновском аэроклубе. После его окончания в 1940 году поступил в летную школу, окончил её в 1941 году. Человек 15—20 выпускников (среди них был и Василий Сергеев) направили в г. Борисоглебск на формирование. Вскоре полк прибыл в Подмосковье. В декабре Василий перешёл в штурмовой полк и всю войну провоевал в 62-м штурмовом авиационном полку.

В своей книге «Над полем боя» маршал авиации А.Н. Ефимов повествует о становлении и подвигах воздушного бойца, о его умелых и смелых действиях в боях с фашистами. В книге говорится: «Лейтенанта Василия Сергеева сбили на восьмом боевом вылете. Подкараулили летчика гитлеровские зенитчики. Снаряд попал в мотор штурмовика. В лицо Василию ударил густой запах бензина. Лётчик попытался спасти машину. Он послал вперед до упора сектор газа, попробовал задрать нос самолета, но двигатель остановился, и беспорядочно заметались по шкалам стрелки приборов. Штурмовик неудержимо падал. Сергеев сел на лес, крылья его самолета сделали целую просеку. Хоть и силен был удар, но деревья всё-таки самортизировали падение.

Летчик пришёл в сознание и осмотрелся. Выбрался из обломков самолета, достал планшет с картой. Сориентировался по солнышку и пошёл на восток. Мучил голод, но в деревни заходить не решился: вдруг там фашисты?»

Когда пришёл в полк, его уже ждать перестали. В родной Ульяновск послали похоронную. Нет, не погиб Василий Сергеевич! Подлечившись, опять стал летать. Воевал он смело, по целям бил беспощадно, искал встречи с врагом.

Командир эскадрильи 62-го штурмового полка 233-й штурмовой авиационной дивизии Василий Сергеев к июлю 1944 года совершил 110 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, железнодорожных станций, водных переправ, скоплений живой силы и техники противника. Уничтожил на аэродромах 4 вражеских самолета. 26 октября 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. После войны служил в армии. Уволившись в запас, проводил активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Много могут рассказать и документы 344-й стрелковой дивизии. Они переданы музею вдовой ветерана соединения Костина Александра Герасимовича, отважного воина и славного труженика отделения железной дороги.

Подвиги героев-фронтовиков не забыты. Они живут в сердцах поколений.